Наш край

                                                

 

 

              Наш край

 

 90 - летию Ахтубинского района посвящается...

 

  Мы живем в одном большой доме - России

 и c самого рождения, с самого первого слова,

которое мы научимся писать и читать,

мы должны знать о своей Родине, 

о большой и малой, а её богатствах,

   о народах, гордится ею, и любить её.                                     

       Ахтубинский район – район

многонационального мирного сосуществования

 и развития народов,

 центр взаимосвязи и взаимообогащения

 мусульманской и христианской культур,

 веротерпимости и национального

согласия. Сегодня очень важно

для всей многонациональной России

сохранить и преумножить эти

ценности для будущих поколений.

 


 

Из вековых глубин

     Ученые утверждают, что более 200 миллионов лет назад в нашем крае  находился залив древнего Пермского моря, покрывавшего значительную часть нынешней  территории Европейской части нашей страны. Известно и то, что с незапамятных времен на степные просторы нашего края  двигались из глубин Азии людские потоки. Часть из них оседала на Волге и в приволжских степях, но шли годы, века. Возникали и рушились государства.  Скифы и сарматы, гунны и хазары, печенеги и половцы, полчища Чингисхана, Батыя, Тамерлана – все побывали на этих землях.

       Богата и уникальна наша  земля, помимо удивительной  истории родного края наиболее загадочным  и привлекательным является  наша чудесная природа.

      Ахтубинский район славится знаменитым солёным озером-Баскунчак и горой Большое Богдо. Богдо манит к себе чарующей силой, как когда-то притягивала русских и иностранных естествоиспытателей. В разное время святую гору посетили Гмелин, Паллас, Лепехин, Мурчинсон, Ауэрбах, Мужкетов, Александр Дюма (отец)  , палеонтологи Саратова, Москвы, Ленинграда. Бывал здесь и известный фантаст Иван Ефремов.

        Святая гора или гора Большое Богдо, выглядит неестественно высокой, словно гигантский камень омфаллос  – пуп земли, котором греческие боги отметили центр мира: она поднимается над окружающим равнинным ландшафтом на все 174 метра. Чем ближе подходишь к Богдо, тем больше гора напоминает исполинского диковинного зверя. Отчетливо выделялись длинный толстый «хвост», «горб» и положенная на землю маленькая «голова». Ну, чем не бронтозавр, вышедший из глубины времен погреться на солнце 21 века?

          По преданию, в каспийские степи Святую гору принесли калмыки-пилигримы (паломники) из далёких отрогов Тянь-Шаня. Немало «святых гор» находится на территории Монголии. Озеро же Баскунчак произошло из солёной похлёбки, выплеснутой вблизи Богдо великим Далай – Ламой. С тех пор гору охраняет от непрошенного вторжения гостей злой дух Цаган Эбугай – Белый дух озера Баскунчак. Не для знакомства с сердитым духом Цаганом Бугаем ходим мы к Большому Богдо. Гора давно манит всех  своими древнейшими геологическими отложениями. Это уникальный памятник геологической летописи не только на территории Прикаспийской низменности, но и на всей Русской равнине. Кроме того, Богдо, словно живое существо , продолжает расти по одному сантиметру в год: гору выдавливает на поверхность своём неудержимом стремлении соленой купол Баскунчака . Но главный интерес к Святой горе был связан с тайной куда более увлекательной , чем проблемой современной геологии. Первый, кто приоткрыл завесу над этой тайной, был выдающийся учёны , секретарь Московского общества естествоиспытателей природы И.Б.Ауэрбах . В 1845 году он посетил гору и впервые известняках тросового  периода обнаружил кости гигантских земноводных лабиринтодонтов и зубы ископаемых акул .

 

 

           

 

 


         Наше исследование о родном крае  мы хотим продолжить рассказом о соленом озере Баскунчак. Его можно назвать меньшим братом озера Эльтон. Это второе по величине солевое озеро в Европе. Когда-то Эльтон кормил солью добрую половину населения Российской империи , но 17 августа 1782 года Баскунчак соединили железной дорогой с пристанью Владимировской на Волге близ нынешнего Ахтубинска, и Эльтон как главная солонка России прекратил своё существование , Баскунчак же начал снабжать солью всю страну . Озеро находится в 80 километрах южнее Эльтона и в 70-ти –от Волги. Баскунчак, по мнению краеведа Г.С.Моторина, в переводе с тюркского языка означает –« Собачья голова». Но мы знаем, что  существуют ещё несколько переводов. Так, например, в книге «Большой Чертёж» фигурирует название Ускончак. С монгольского языка «ус»-вода, «кун»-день, солнце, юг, «чик» - впадина, ложбина .

                           

                

           Издавна соль на озере добывали кочующие по Прикаспийской низменности народы: сарматы, гунны, хазары, печении, половцы. Она  являлось важным продуктом Золотоордынского ханства. Ломку соли производили и калмыки, которые с принятием Российского подданства при царе Алексее и открытием меновой торговли дозволяли нашим брать соль как товар. Вывозка её запасные магазины Дмитриевска и Дубовки началась в 1741 году. Когда калмыки в 1630 году во главе с ханом Хо-Урлюком захватили данную территорию, откочевав из Северо-Западной провинции Китая, добыча резко сократилась. Хо-Урлюк совершал набеги на казачьи станицы, хутора и даже крупные города. Под Астраханью в 1643 году он был убит.  Сын хана Шукур-Дейчип совсем улусом в 1655 году принял русское подданство. По другим источника, сей факт произошёл на десять лет раньше.

   

             Хотелось бы привести отрывок  из книги    «Забытые страницы»  астраханского краеведа А.Маркова   (отрывок из рассказа «Озеро Слёз»).

       Он еле волочит ноги.  До самого колена на ноге, какие – то белые заплаты разных величин – от серебряного пятиалтынного до полтинника. Все это язвы и раны. Показывая мне свои ужасные ноги, казах, видимо, привычным движением двух пальцев выдавил содержимое раны.

«-Как же ты будешь работать? – спрашиваю. - Ведь больно ?

-Знамо больно!  Работать надо - ашать надо. Не работаем – Не ашаем».

Вот что собой представляла «солоно» достающаяся работа.

 

  

 
 

Железнодорожный поселок Верхний  Баскунчак

        Вопрос о постройке дороги на Астрахань возник сразу же после пуска Тамбово – Саратовской дороги, то есть в 1871 году. Сначала предлагалось построить дорогу по исторически сложившимся гужевым трактам, по которым  перевозилась соль – от озера Эльтон до слободы Покровской, а затем уже продолжать ее до Астрахани. Выдвигались и другие варианты: соединения озера Эльтон железнодорожным путем со слободой Николаевской (на левом берегу Волги против Камышина); постройка линии по правому берегу Волги от Царицына до Форпостинской станицы.   

        

               

                    

      Споры длились десять лет. Наконец весной 1903 года было решено город Астрахань связать железной дорогой с центральными районами страны через Саратов.  Началось строительство. Так, на астраханской линии разрезающей надвое серо - пепельную степь, появилась маленькая, ничем неприметная станция, названная путейцами «Верхний Баскунчак».

      Баскунчак стоит на стыке трех линий, ведущих к Астрахани, Саратову и Волгограду.  Во время Великой Отечественной войны через нее по проложенной в рекордно короткий срок железнодорожный линии Ахтуба – Паромная шли к Сталинграду воинские эшелоны. Противник ожесточенно бомбил этот участок. Почти все здесь было разрушено.

      Рассказывают, что когда - то на месте Верхнего  Баскунчака росли камыш да ковыль. А с 1930  года выросли:  транспортные, строительные и другие организации, культурные и  лечебные учреждения и сам поселок.  

Хронологическая справка.

(Верхний Баскунчак в 20-е годы XX века)

До революции в районе было:

17 фельдшерских пунктов, 21 церковь, 22 питейных заведения, 3 платных библиотеки.

В 1910 году открыта первая школа.

В 1942 году ее разбомбили фашисты

В 1943 году жители восстановили её  в ней обучалось около 800 человек.

Всего в районе было 24 церковно-приходских школ.

Население нашей станции в XIX веке составляло примерно 12000 человек.

Газеты и журналы выписывало 7500 человек, на каждую семью по 4 экземпляра

Книг 63014, читателей 6000 человек.

В поселке было три школы и одна вечерняя, в которой  обучалось 2500 учащихся.
 

Верхний  Баскунчак во время Великой Отечественной войны

 

 

 

 

 

                                                                                                                           «Мы ходим по жизни и совершенно

 

 не знаем и даже не можем себе представить,

  сколько больших трагедий, сколько горя,

 героизма, подлости и отчаяния

происходило на любом клочке земли,

где мы жили или живем теперь.

 А между тем воспоминания

о таком клочке земли вводит нас

в мир людей и событий,

достойных занять свое

 место в истории человечества».

Константин Паустовский.

 

       На рассвете 22 июня, без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, германские войска вторглись на советскую землю. Тысячи орудий внезапно открыли огонь по пограничным заставам, штабам и расположениям войск. Немецкая авиация нанесла удары по аэродромам, военным городкам, населенным пунктам Прибалтики, Белоруссии, Украины. Так началась Великая Отечественная война.  По плану «Барбаросса» предполагалось, что хорошо подготовленные и технически оснащенные армии вторжения до наступления зимы 1941 года захватят жизненно важные центры страны и выйдут на линию Архангельск – Волга – Астрахань.

        В июле- августе на дальних подступах к Сталинграду развернулись ожесточенные бои. Питание сражающихся войск проходило по правобережным линиям: Поворино – Арчеда, Петров Вал – Иловая, Тихорецкая – Сталинград и по левобережной магистрали Саратов – Верхний Баскунчак – Паромная. В июле враг занял линию Сталинград – Лихая, а 30 июля перерезал линию Сталинград – Сальск, захватив станцию Ремонтное. В августе 1942 года в Предкавказье сосредотачивается большое количество наших войск, которые по Каспию доставляются в Астрахань, а оттуда по железной дороге к Сталинграду. В связи с этим неизмеримо возрастают размеры перевозок по Астраханской линии. Вражеские самолеты подвергли непрерывным атакам с воздуха не только Сталинградский узел, но и бороздили небо Заволжья, сбрасывая свой смертельный груз на железнодорожные станции,  охотясь за эшелонами, идущими к фронту.  786 налетов совершила фашистская авиация на объекты магистрали, а летом 1943 года десять раз предпринимала  массированные налеты на Саратовский узел. Особенно они рвались к Саратовскому  железнодорожному мосту, чтобы прервать движение воинских эшелонов через Волгу. Налетом же на станции Ахтуба, Верхний Баскунчак и другие  не было счета.  Немецко-фашистское военное командование хорошо понимало важность линии Ахтуба – Баскунчак – Эльтон. Гитлер требовал производить налеты на Астрахань, разрушить железнодорожные пути. В иные дни на Верхне – Баскунчакский узел одновременно налетало до 35 вражеских бомбардировщиков.

      Немецкие самолеты – разведчики, - рассказывает М.В. Кошмонов, - держали каждый поезд под наблюдением, и достаточно было из Астрахани выйти наливному составу, как на подходе к Верхнему Баскунчаку  он подвергался бомбежке. Надо было искать выход. Посоветовались с диспетчерами и решили днем наливные останавливать на перегонах в выемах и на станциях, а ночью пропускать. Потом стали наливные поезда отправлять и пропускать через Верхний Баскунчак вагонами вперед. Таким образом, удалось ввести в заблуждение вражеских воздушных разведчиков.          

      Верхний – Баскунчак в годы войны был разрушен,  поселок горел,  и нельзя было оставаться там жить из-за налетов немецкой авиации. Все железнодорожники ушли в степь, за 4-5 километров от станции, там вырыли себе землянки, в которых жили. И не было ни одного случая, чтобы кто – нибудь не явился или опоздал на дежурство.

      

        Родина  высоко оценила мужество, героизм, и самоотверженный труд советских людей в годы Великой Отечественной войны, наградив многих из них орденами и медалями Советского Союза, среди них есть и баскунчакцы:  Кизилов Сакип Бакубович – кавалер трех орденов славы, Куличев Иван Андреевич – Герой Советского Союза.

                            

       « Великая отечественная война» – это слова, за которыми стоят и глубокая скорбь наших потерь, страданий, и первоначальных поражений, и величие духа советского солдата – фронтовика и труженика тыла, сыгравших решающую роль  в разгроме немецкого фашизма и водрузивших знамя Победы над немецким рейхстагом в Берлине в 1945 году.

                            

 

 

«Значительную работу проделала Астраханская партийная организация по мобилизации трудящихся на строительство железной магистрали Владимировка – Паромная и Кизляр – Астрахань». Решение о строительстве дороги правительство приняло осенью 1941 года и установило для этого рекордно-короткие сроки. Несмотря на трудности военного времени и недостаток рабочих рук в народном хозяйстве на возведение дорог ежедневно было занято 25 тысяч человек, преимущественно женщин – домохозяек, строились дороги в осенне-зимних условиях, почти вручную по линии Владимировка – Паромная. Движение открылось зимой 1941-1942 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ода родному краю.

                                           Николай Чернов

Не принимая лучшей доли,

Я здесь бреду, как в смертном сне.

Здесь под ногами много соли,

А соль земли всегда в цене!

И если дождь прольется ливнем

По узким улочкам твоим

Как я умею быть счастливым,

Веселым, смелым, молодым.

Был ясноглаз хазарин чудный,

Кто эти выследил места,

Где Волга, путь кончая трудный,

Бежит, спокойна и проста.

Где прослезился мудрый Каспий,

Свои богатства затаив.

Где не видали жутких гарпий,

Лишь амазонок видел скиф.

Тут Русь звенела с колоколен

И поднимала церкви ввысь,

Перед Христом  молился воин,

Со знаменем в степях неслись…

Ты помнишь Разина ли Степу

И не запамятовал ли

Петра,  разящего Европу,

Того, кто строил корабли…

А впрочем, память дело вкуса.

И чье – то сердце оживит Вкус астраханского арбуза

И осетрины царский вид!

Как чудо – лотос- дар Востока-

Еще светлей и краше стань,

И для людей и ради Бога,

Цвети и здравствуй

Мой любимый край!

 

 

 

                                                    Работу подготовили учащиеся  9 Б класса  Уталиева Фарида, Насиева Альбина 

                                                                                                           Руководитель Бахтебаева Гульжан Ержановна

 

 

 

 

 Смотрите также материалы о родном крае:

 

Проекты и исследования

 

Баскунчакский заповедник.

 

Школьный музей МБОУ "СОШ № 12"

 

Экскурсии по родному краю.

 

Проба пера и кисти.

 

Путешествие в Сарай-бату. Фотографии смотрите  здесь.

 

"Русский солдат с такой простой и великой фамилией Иванов".

 

"Птица мира на войне"

 

"Светя другим, сгораю сам". О подвиге медперсонала.

 

"Очерки военных судеб. Бобровский Николай Федорович"

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения